«Ум принадлежит только себе,
и сам по себе он может сотворить
из рая АД, а из ада РАЙ»
(Джон Мильтон)
Один человек после своей смерти попросил Господа Бога показать ему весь его жизненный путь. Неожиданно для себя он обнаружил, что рядом с его следами были отпечатки еще одной пары ног.
«Господи,» - обратился этот человек к Богу, - «а чьи это следы рядом с моими?»
«Это мои следы,» - ответил Господь. –« Я всегда был рядом с тобой.»
Потом человек обнаружил, что в самых трудных его жизненных ситуациях оставалась лишь одна пара следов.
«Господи,» - обратился он снова к Богу. – «Почему же в самых трудных и опасных ситуациях, когда мне больше всего нужна была твоя помощь и поддержка, ты покидал меня? Видишь, здесь только одна пара следов.»
«Неблагодарный!» – воскликнул Господь громогласно. – «В самых сложных твоих жизненных ситуациях я нес тебя на руках!»
Это всего лишь притча, но она служит наглядным примером иллюзии разделенности – той самой иллюзии, которая порождает страх, напряжение, стресс и в конечном итоге приводит ко всем проблемам человеческой жизни.
Любая иллюзия искажает реальность, вносит в нее определенную мутность, смуту, загружающую душу и порождающую грусть. Тяжесть бытия давит прессом, и неизбежно развиваются депрессия, тоска, уныние. Так появляются заботы, которые клюют и грызут, а психоэнергетический червь меланхолии выедает истерзанную сомнениями душу. Такая мрачная картина, к сожалению, далеко не иллюзорна в жизни людей.
Согласно психоаналитическому подходу, «психопатология есть потеря функции реального» - того помрачения разума и омрачения душевного, которые, пользуясь тем же психоаналитическим определением, можно обозначить как «психопатологию обыденной жизни», а первопричина страданий человека заключена в его внутренней, глубинной разорванности между священным и мирским. Человеческое существо бессознательно тоскует по священному и постоянно ищет подтверждение тому, что оно является значимым обитателем Космоса, а не механической пылью Хаоса. Такую тягу к духовному иногда называют «онтологической жаждой бытия». Она оправдана, ведь мы приходим из безграничного в незнакомый мир и ориентируемся в нем посредством начертания границ и ограничений.
Но наше самобытное естество, храня в глубине своей память о том, откуда мы родом, своей подспудной, исконной силой устремляется в это самое инобытие. И уже при этой жизни люди выражают тенденцию к преодолению границ и обозначений, прорыву за горизонт, отрыву от горизонтали и вхождению в пронзающий вертикальный поток Бытия – в Небо.
Все религиозные обряды, ритуалы, священнодействия как раз и призваны были осуществлять подобную функцию – совершить бросок в запредельное, дабы осознать и пережить мощь насущного откровения, узнать себя и признать себя не только в бытовом, но и в бытийном.
Осознание факта собственной смертности причиняет душе смутную муку и делает ее существование невротически болезненным. Отсюда многие тревоги и печали, эмоциональные напряжения и смуты. Бог же бессмертен, вечен. А в вечности только покой и никакого страдания, вместо боли – блаженство, а вместо терзаний – благость. Существует даже выражение: «Спокоен тот, кто носит Бога в себе». Кто же из разумных отринет возможность пребывания в таком состоянии?
Однако наслаждение, свобода и радость в истинном их проявлении возможны лишь при полной самореализации, но таковая достигается только в том случае, если осуществляется выход за пределы собственного эго и переживается трансперсональный опыт. Подобная тяга к запредельным, пиковым переживаниям как раз и являет собой стремление оставить замкнутые пределы своей обыденной личности и пережить нечто большее, достичь состояния расширенного сознания и обрести единство. Именно поэтому люди пускаются в рискованные предприятия, становятся рьяными поклонниками театральных кумиров или спортивных команд – для того, чтобы оторваться от стереотипов монотонной повседневности. Однако мгновенные вспышки радости гаснут, и вновь приходится возвращаться к рутине. Восторг подобных временных всплесков чувств не приводит к переживанию наполненности и цельности собственной жизни, ибо стимулируется допингом. Здесь не трансцендентность, а просто транс. Но сам факт подобной вовлеченности в процессы, способные хоть в какой-то степени приоткрыть возможность существования иных сторон реальности, примечателен, ибо свидетельствует о некой неизбывной и подспудной тоске человека по тому инобытийному, которое ассоциируется с понятием божества, о желании ухватить, говоря словами Юнга, «момент вечности во времени».
Трудно даже представить себе, чтобы род человеческий опустился ниже того уровня, на котором он пребывает теперь. Грустно видеть и слышать, сколько несчастий терзает жителей нашей планеты. Еще печальней констатировать, до какой степени человечество погрязло в материальной жизни и не собирается из нее выходить, несмотря на то, что вся окружающая действительность показывает, что этот путь ошибочен.
Нам не просто важно, а жизненно необходимо вернуть себе осознание того, кто мы есть на самом деле. Многие говорят о своем высоком развитии, но в каком направлении они развиваются? Вместе с информатикой, системами связи, высокими современными технологиями, а ведь этот процесс идет почти автоматически, потому что эволюция на земле есть явление постоянное. Человечество развивалось всегда – осознавало оно это или нет. Но для того, чтобы постичь свою истинную природу, оно должно не столько развиваться, сколько осознавать свое развитие. Только в эксперименте и только на собственном опыте достигается настоящее осознание. Чтобы обрести духовное измерение своей жизни, нужно чувствовать себя свободно в мире материальном, не загружаясь при этом его интересами. Чем сильнее привязан человек к материальному, тем крепче его вера в то, что он состоит из интеллекта, эмоций и физического тела, тем плотнее становится энергия, составляющая это трио и тем труднее пробиться свету.
«Ты ни земля, ни воздух, ни огонь, ни вода, ни что другое. Чтобы достичь освобождения, познай себя как сознание, свидетельствующее все это. Отдели себя от физического тела и останься в сознании, тогда в тот же самый миг ты будешь счастлив, спокоен и освобожден от оков», - так утверждает одна очень древняя ведическая мудрость.
«Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем. Мы можем властвовать над тем и контролировать все то, с чем мы себя не отождествляем» - а так утверждает одно из важнейших направлений современной психотерапии – психосинтез.
Зная, кто мы есть в действительности, мы будем ценить только духовную истину. Материальное – лишь необходимое средство духовного развития, но не цель. Чем более уравновешенной становится личность, тем совершеннее и надежнее ее самообладание и самоуправление, тем шире видение материального плана и плана Божественного. Это как если бы центр Вселенной вознесся ввысь, и мы пребывали бы в этом центре, наблюдая мир из него. При таком духовном видении жизнь воспринимается совершенно иначе, чем при материальном.
Казалось бы, простая вещь – уравновешенность, но именно это позволяет быть в нужное время и в нужном месте, получая именно то, что необходимо в данный момент. Вот почему так важно прежде всего БЫТЬ, осознавая себя этим БЫТИЕМ, а уж потом делать и иметь. При этом «делание» - мирская суета материального плана – делается само. Ведь все уже давно сделано. «Познай себя, как сознание, свидетельствующее все это…»
Быть и Знать, что все происходящее – к лучшему, - важнейшие принципы благополучия.
Человек, который знает, что он ЕСТЬ (БОГ), знает также, что он составляет часть общего плана, часть всего. Чтобы помочь ощутить это состояние – когда образуешь ОДНО со ВСЕМ, несмотря на видимость разделения, предлагаю одну интересную аналогию. Представьте себе, что перед вами большой чистый бумажный экран. Вы протыкаете в нем пять круглых отверстий, и вставляете в них пальцы своей руки. Человек, стоящий за экраном, увидит пять отдельных пальцев, ничем между собой не связанных. С вашей же стороны видно, что пальцы соединены в кисть, связанную с запястьем, предплечьем и т.д. Человек за экраном не обладает виденьем сверху – неограниченным духовным зрением, которое позволяет знать, что все взаимосвязано и мир един.
Понятие же разделенности этого мира относится к ограниченному видению снизу, видению материальному, т.е. иллюзорному. Таким образом, все видимое есть часть единого целого, которое невидимо, но которое осознается. Поэтому все необходимое появляется в самый нужный момент, поскольку целое самодостаточно в себе.
У кого не бывает ощущения, что ты ищешь что-то, словно растерянный ребенок, который потерял мать? В действительности мать не исчезала : это ребенок потерялся! Возможно, вам тоже кажется, что вы потерялись. Вы просто забыли Бога в себе. А ОН никогда нас не забывает, он всегда рядом и в трудную минуту «несет нас на руках».
Наш единственный смысл пребывания на этой планете – снова осознать свою духовною природу, переживая различные опыты материального плана. Иллюзия разделенности исчезает с осознанием и с практикой безусловной любви – когда уважаешь собственное пространство и пространство других; когда принимаешь то, что преподносит тебе жизнь каждое мгновение, даже если не понимаешь, почему это происходит; когда что-то даешь просто так, ради удовольствия давать.
Путь любви очень узок – двоим не пройти.
Врач-психотерапевт Медико-психологического центра индивидуальности,
к.м.н. Задиракин Алексей Николаевич