На современном этапе отмечено значительное увеличение числа детей дошкольного возраста с заболеванием ранний детский аутизм (РДА). Поведенческие нарушения в виде выраженных и стойких агрессивных действий при этом нарушении являются существенным дезадаптирующим фактором как в рамках семейного функционирования, так и в специализированных детских учреждениях.
Лечебно-реабилитационная тактика в отношении больных дошкольного возраста с аутистическим синдромом, у которых отмечались агрессивные формы поведения, строилась на положении, согласно которому наличие агрессии в поведении аутичного ребенка нельзя расценивать однозначно отрицательно (Татарова И.Н., 1995, Лебединская К.С, 2001). Агрессивные тенденции могут закономерно возрастать на фоне повышения активности ребенка в процессе его эмоционального развития.
Применялся модифицированный терапевтический комплекс в отношении детей аутистов с проявлениями агрессии, включавший в себя три направления работы: коррекционно-педагогическое, психотерапевтическое и медикаментозное. Задача врача совместно с психологом и педагогом заключалась в анализе особенностей агрессивных действий, определении их приспособительной поведенческой роли или их связи с психопатологическими расстройствами.
Тщательно анализировалось, какую функцию агрессия несет в каждой конкретной ситуации, какова ее пропорция среди других проявлений активности ребенка и динамика с момента возникновения.
При агрессивных проявлениях, представлявших собой вариант приспособительных реакций, их абсолютное подавление нейролептиками было часто неэффективно, а более эффективной оказывалась мягкая психолого-педагогическая коррекция поведения.
В некоторых случаях агрессия аутичного ребенка была обусловлена психогенно и возникала как реакция на обиду, ущемление, как попытка самоутверждения в ответ на чувство собственной неполноценности. Назначение нейролептиков при этом было малоэффективно, гораздо результативнее оказалось применение транквилизаторов (седуксен, реланиум, тазепам, мезапам) в сочетании с психотерапией.
Базовыми психотерапевтическими воздействиями являлись игровая и поведенческая психотерапия с включением элементов психодрамы.
Тактика психотерапевтических действий строилась в зависимости от предполагаемой природы агрессивного поведения ребенка и заключалась в следующих подходах:
- С одной стороны, установление запрета на агрессивные действия, а с другой - игнорирование агрессивных тенденций, не фиксировать внимание ребенка на них.
- Включение агрессивных действий в контекст игры, придав им новый социально приемлемый, эмоционально наполненный смысл.
- Активное подключение в игровой ситуации к разворачиванию или «растягиванию» агрессивных действий, в основе которых лежит страх, и добиваться эмоционально положительного разрешения психодрамы.
Необходимо учитывать, что специальные приемы купирования или смягчения агрессивных проявлений могут быть эффективны лишь в сочетании с целым комплексом психокоррекционных методов повышения активности ребенка, установления с ним эмоционального контакта, снятия аффективного напряжения, борьбы со страхами, организации его поведения.
Врач-психиатр, психотерапевт Медико-психологического центра индивидуальности